«Смертию смерть поправ…» - великий парадокс

«Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав» («Христос воскрес из мертвых, поразив (Своею) смертью смерть и даровав жизнь находящимся в гробах»).

Как же Христос поразил смерть, если все люди до сих пор умирают?

Что есть смерть? Это разделение, разрушение. Мы видим, как человеческое бездыханное тело остается без души и тлеет. Это смерть. Но мы не видим начало смерти, ее истоки, ее корень. Она, как айсберг. И человек может видеть только самую верхушку этого айсберга. Так в чем же корень смерти?

Первое разделение, разрушение вошло в жизнь человека через непослушание Адама. Вследствие этого, человек разрушил с Богом связь, и его душа разделилась с Творцом. Это первая смерть. За ней последовала и вторая. Человек стал «прятаться» от Бога, скрываться. Адам потерял полноту ра­зума, его душа повредилась. Сама душа была сотворена Богом неспособной к тлению, но ее разрушение выразилось в сумятице, разнонаправленности ее сил. Разум хочет одного, чувства другого, воля направлена к третьему. Душа потеряла цельность, целомудрие, которое обретала в Боге. И наконец, в природу человека вошла и третья, видимая всем смерть, тление. От потерявшейся и неспособной к цельности души, и тело потеряло цельность с душой, и подверглось тлению. Человек вошел в область бытия смерти, т.е. существования бессмысленного, бесцельного, без Бога.

 

Бог не захотел оставить человека и уже при изгнании Адама из рая дает ему обещание о Спасителе. И это обещание исполняется вочеловечением Иисуса Христа.

Общественное служение Иисуса Христа началось с искушения в пустыне. Великим испытанием Его человеческого естества были страдания и Крестная смерть. Но Господь не соблазнился. Его ра­зум, воля, чувства, душа и тело были соединены с божественной природой и добровольно подчинились ей. Не зараженная грехом человеческая природа Иисуса Христа через это соединение обожествляется, становится подобной природе божественной. Это соединение человеческого с божественным отцы Церкви стали определять греческим словом «теосис» — «обожествление», «обожение».

Фаворский свет преображения, когда тело Господа на глазах апостолов вдруг чудесно просияло, был зримым явлением той силы, которую источала прославленная, обоженная человеческая природа Спасителя. Господь достиг цели бытия. Он воссоздал в Себе первоначальную человеческую природу, которая существовала до грехопадения первых людей. Именно в этом смысле слово Божие именует Иисуса Христа новым Адамом. Если ветхий Адам отказался от достижения истинной и единственной цели бытия, то Господь Иисус Христос, избравший удел человеческий и имея человеческую природу, прожил Свою земную жизнь в строгом соответствии с творческим замыслом Бога Отца, воссоздав в Себе первозданную природу человека.

Преподобный Иоанн Дамаскин изъясняет спасительное дело Христа следующим образом: «Все это совершалось ради истребления греха, везде разлитого и поработившего себе человека и нагромоздившего все виды порока, а также ради возвращения человека к блаженной жизни, ибо смерть вошла в мир через грех, как дикий и свирепый зверь, терзающий человеческую жизнь. И надлежало, чтобы Намеревающийся искупить был непогрешимым и неподвластным через грех смерти, а сверх того надлежало, чтобы природа человека была укреплена, и обновлена, и на деле наставлена и научена пути добродетели, уводящему от тления, ведущему к Жизни вечной. И Бог явил, наконец, в отношении к нему великое море человеколюбия. Ибо Сам и Творец, и Господь берет на Себя борьбу за Свое собственное создание и на деле становится Учителем».

Во Христе грех умерщвлен и побежден. Это уничижение греха в личности Иисуса Христа происходит и через божественное действие, и через человеческое. Но ни человеческая, ни божественная природы не изменились от взаимодействия друг с другом. И здесь кроется ответ на существенный вопрос о человеческой свободе.

Неужели Бог спас людей вопреки их воле? Отнюдь нет. Ведь свобода – это часть человеческой природы. И человеческая природа, соединяясь в личности Иисуса Христа с природой божественной, не претерпела никаких изменений. Следовательно, свободная человеческая воля в личности Иисуса Христа действовала нестесненно и в полной мере. Сам человек в Иисусе Христе, напрягая свои духовные и физические силы, во взаимодействии с божественной благодатью вышел из греховной бездны и вывел с Собой весь род человеческий. И поэтому Господь Иисус Христос есть «первенец из умерших» (1 Кор 15, 20), Который воскрес и Собою победил смерть.

Итак, в Иисусе Христе соединились божественная и человеческая природы. И через это соединение природа человеческая достигла своего совершенства, к которому ее призвал Сам Бог – Творец мира. Что это означает для людей?

А означает то, что во Христе замысел Божий о человеке становится реальностью, а следовательно — достоянием каждого, кто стремится осуществить его. Как по закону наследственности и солидарности люди унаследовали грех Адама, так по тому же закону они могут унаследовать и ту человеческую природу, которая открылась в Иисусе Христе. И для того, чтобы это стало возможным, Господь дарует людям особое средство, вводящее их в теснейшие отношения с Ним. Таковым средством является жизнь в общине единомышленников, имеющих одну веру в Триединого Бога и исповедующих, что Иисус Христос есть Сын Божий и Сын Человеческий, Спаситель мира.

В этой общине веры достигается и осуществляется та связь со Христом, которая помогает человеку усвоить спасительные плоды совершенных Им искупления и воссоздания человеческой природы. Такой общиной является Церковь, которую Христос стяжал «честною Своею Кровию».

о. Георгий Эглит

Joomla templates by a4joomla